Победители музейных программ Фонда на фестивале «Книги России»

Что делают современные музеи, чтобы вызвать у посетителей интерес к литературе? Своим опытом воспитания «критического читателя» поделились авторы проектов, получивших в разные годы гранты программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина. Круглый стол «Книга + Музей» прошел в Москве в рамках главного события российского Года литературы - книжного фестиваля на Красной площади «Книги России». Модератором круглого стола выступил Леонид Копылов, президент Фонда друзей Государственного литературно-мемориального музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Санкт-Петербург).

— Здесь собрались авторы проектов, так или иначе имеющих в своей основе книгу и работающих на читательскую культуру. Результаты последних европейских исследований показали, что Россия стремительно утрачивает статус самой читающей страны мира. Наша задача – попытаться понять, чем здесь могут помочь музеи, — сказал Леонид Копылов, открывая дискуссию.

Автор проекта «Страна Гайдарика» Юлия Мацкевич (Музей политической истории России) подтвердила, что снижение интереса к чтению порой заставляет музеи переделывать проекты на ходу:

«Мы хотели рассказать детям о 1930-х годах, отталкиваясь от произведений Аркадия Гайдара. Однако, выяснилось, что не стоит рассчитывать на то, что дети читают «Тимура и его команду» — не читают. Нельзя опираться на произведение, работая с современными детьми, иначе мы получаем аудиторию, с которой у нас нет общего поля для разговора. Оказалось, что нужно коротко рассказывать об эпохе и постепенно пробуждать интерес к прочтению к книги. Дети приходят, поднимаются на чердак старинной дачи, где есть ненавязчивый отсыл к чердаку Тимура и его команды. Мы сделали игровые модули, которые позволяют понять, о чем мечтали дети тридцатых годов – так, чтобы через игры дать почувствовать вкус эпохи».

Подстраиваться под уровень посетителя или все же попытаться воспитать его? Эта дилемма всегда актуальна, и особенно для литературных музеев. 

Татьяна Теплякова, главный хранитель Дома-музея Марины Цветаевой (Москва), координатор проекта «Новоселье, или Домовый дневник Марины Эфрон»::

«Грамотный читатель – стимул для нашего профессионального роста. К нам в музей мы стремимся привлечь именно таких людей, которые критически мыслят, формируют культурный оборот. К нам приходят те, для кого Марина Цветаева представляет собой профессиональный интерес: режиссеры, сценаристы, журналисты. Проект состоит из шести театральных перфомансов, посвященных 100-летию въезда Цветаевой в наш дом».

Юлия Вронская, Музей-усадьба «Ясная поляна» (Тульская область), автор проекта «Анковский пирог, или секреты усадебной кухни»:

«Задачей нашего проекта первоначально было создать программу альтернативного посещения «Ясной Поляны», чтобы отвлечь часть публики от классической экскурсии. Это был очень практичный и простой проект, основанный не столько на текстах Толстого, сколько на знаменитой поваренной книге его жены Софьи Андреевны, которую мы хотели переиздать. Большее отношение именно к литературе имеет другой проект, также поддержанный фондом Потанина: «Черновики на белый свет». С его помощью мы попытались исследовать вопрос экспонирования рукописей. Это три разных выставки, представляющих разных подхода: визуальный, эмоциональный и интеллектуальный. В идеале, любая выставка должна сочетать все эти уровни воздействия».

О том, как удается сочетать в одном музее не только разные методики, но и разные литературные эпохи, а также творчество самых разных авторов, рассказала Екатерина Ойнас, директор Музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие» (Коломна, Московская область), автор проекта «Коммунальная Одиссея» - победителя программы  «Меняющийся музей в меняющемся мире» этого года:

«Критически мыслящего, умного читателя необходимо воспитывать – это дает совсем другие перспективы для музеев. Наш музей называется музей-резиденция и представляет собой пространство, где можно исследовать творчество Венедикта Ерофеева. Проект «Коммунальная Одиссея» направлен на то, чтобы расширить аудиторию литературного музея. В нем активно участвуют волонтеры, которые активно исследуют эпоху 1960-х, формируют мультимедийный архив, создают текст пьесы (аудиоспектакля). Так за музейной работой следует музейный арт». 

Директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак призвал исходить из потребностей аудитории, даже если, на взгляд профессионала, уровень погружения в тему невысок: «Любая стратегия, основанная на том, что музейщик знает больше, чем посетитель, заведомо проигрышная – это подтверждает практика.» 

Подробнее о музейных проектах Фонда – на сайте museum.fondpotanin.ru